Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное казенное учреждение Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции" (ГКУ "ЦПРК")
ГКУ "Центр Профилактики, реабилитации и коррекции"
Год основания2006 годРусский

О профилактике детских суицидов и жестокого обращения с детьми, проводимой ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» в системе образования Иркутской области

О профилактике детских суицидов и жестокого обращения с детьми, проводимой ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» в системе образования Иркутской области
О профилактике детских суицидов и жестокого обращения с детьми, проводимой ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» в системе образования Иркутской области

06 февраля 2019 г.

Текст
Фото

 Государственное казенное учреждение «Центр профилактики реабилитации и коррекции» на основании Распоряжения министерства образования Иркутской области «О реализации профилактических мероприятий» от 20.03.2014.г. №238 является региональным оператором по вопросам профилактики детских суицидов и жестокого обращения с детьми в системе образования Иркутской области. В рамках реализации «Межведомственного плана мероприятий по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в Иркутской области на 2017-2018 годы», утвержденного Распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области В.Ф.Вобликовой от 14.03.2017 №18-рзп, ГКУ ЦПРК выполняет следующие задачи:
- осуществляет методическое сопровождение образовательных организаций области по вопросам профилактики детских подростковых суицидов, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
- проводит на местах по запросу конкретных образовательных организаций комплексную работу по предотвращению повторных случаев суицидов, в том числе: экстренную психолого-педагогическую помощь обучающимся, подвергшимся насилию или предпринявших попытку суицида; обучающимся, у которых друг, одноклассник, сверстник, родственник совершил завершенный суицид (суицидальную попытку); психологическое консультирование и коррекцию поведения детей «группы риска» и их родителей (законных представителей); индивидуальное и групповое консультирование педагогов и руководителей учреждений образования по вопросам организации профилактики суицидов и жестокого обращения с детьми; обучение педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей учреждений образования методам распознавания признаков суицидального поведения и алгоритму действий в случае выявления признаков, свидетельствующих о суицидальной угрозе; родительские собрания и групповые консультации родителей по вопросам нормализации детско-родительских отношений, а также распознавания признаков суицидального поведения и предотвращения суицида; анализ профилактической деятельности образовательных организаций, муниципальных органов управления в сфере образования, ММГ;
- разрабатывает методические рекомендации, документы, алгоритмы и т.д., направленные на повышение эффективности профилактической деятельности;
- ведет постоянный прием детей с отклонениями в поведении на базе отдела психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации ГБУ ЦПРК, а также на базе 6-ти структурных подразделений.
Для реализации вышеуказанных задач профилактики детских и подростковых суицидов, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних организуются различные практико-ориентированные мероприятия: вебинары, семинары для педагогов, просветительские и профилактические мероприятия с родителями, тренинги и профилактические занятия с обучающимися.
Так, в 2018 году по запросу муниципальных органов управления образования и отдельных образовательных организаций специалистами ГКУ ЦПРК подготовлены и проведены 33 мероприятия, в которых приняли участие 2249 педагогов из 10 муниципальных образований Иркутской области: гг.Иркутск, Свирск, Черемхово, районов Ангарский, Балаганский, Братский, Иркутский, Качугский, Усть-Удинский, Черемховский. По сравнению с 2017 г. количество мероприятий для педагогов и специалистов других ведомств осталось на прежнем уровне, но значительно увеличился охват педагогов образовательных организаций на 961 человек.
В целях оказания методической, психолого-педагогической помощи и координации действий педагогических работников по вопросам профилактики детских суицидов и жестокого обращения с детьми в 2018 году организованы выезды специалистов ГКУ ЦПРК в 19 образовательных организаций Иркутской области: МБОУ лицей №2 г.Ангарск, МБОУ Балаганская СОШ №2, МОУ ИРМО Кудинская СОШ, Ревякинская СОШ Иркутский район, МБОУ СОШ №№45, 53, 55, 68, НОУ лицей №36 ОАО РЖД г.Иркутск, МКОУ Харикская СОШ Куйтунский район, МОУ Усть-Удинская СОШ №2, МБОУ СОШ №1, №5 г.Черемхово, ОГБОУ «Иркутской театральное училище», ГБПОУ ИО «Ангарский техникум индустрии питания», ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум», ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум, Качугский филиал «Балаганского аграрно-технологического техникума».
В рамках работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков, жестокости и насилия в образовательной среде в марте 2018г. проведен областной семинар «Профилактика суицидального поведения детей и подростков» для педагогических работников образовательных организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке. В семинаре приняли участие 52 педагога из 27 специальных коррекционных школ и школ-интернатов, подведомственных министерству образования Иркутской области. В рамках семинара были рассмотрены теоретические подходы к проблеме детских и подростковых суицидов, а также проведены две педагогические мастерские – «Современные технологии профилактики суицидального поведения в детской и подростковой среде» и «Диагностика и коррекция суицидального поведения». В июне 2018г. организован областной семинар «Организация и управление процессом профилактики суицидов в образовательной среде Иркутской области» для 45 руководителей профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области.
Большое внимание уделяют специалисты ГКУ ЦПРК профилактике суицидального риска, жестокости и насилия в образовательной среде среди обучающихся образовательных организаций Иркутской области. С этой целью в течение 2018г. проведены 26 профилактических мероприятий в форме тренинговых занятий и психологических игр «Я становлюсь сильным духом», «Учусь понимать и принимать себя», «Кризис? Выход есть всегда!», «Как прекрасен этот мир», тренинг «Мы делаем правильный выбор» и др. Профилактической работой по данному направлению охвачено 483 подростка из образовательных организаций Иркутской области. По сравнению с 2017г. количество проведенных занятий увеличилось на 11, а число охваченных обучающихся уменьшилось на 285 чел. Данный факт обусловлен организацией коррекционной работы с малыми группами обучающихся, что, безусловно, способствует более эффективной помощи обучающимся.
Особое внимание в вопросах профилактики детских и подростковых суицидов, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних специалисты ГКУ ЦПРК уделяют работе с родителями. В течение года проведено 22 мероприятия для родителей, в которых приняли участие 1341 человек. По сравнению с 2017г. количество проведенных мероприятий для родителей/законных представителей по профилактике суицидов, насилия и жестокого обращения с детьми увеличилось на 6, но при этом снизилось количество родителей /законных представителей, охваченных данным видом деятельности, на 181 чел. Родительские собрания по профилактике детских суицидов и профилактике жестокого обращения с детьми проведены в г.Иркутске, г.Черемхово, Ангарском, Балаганском, Иркутском, Куйтунском, Усть-Удинском районах.
ГКУ ЦПРК широко используют возможности межведомственного взаимодействия для реализации задач в сфере профилактики суицидального поведения детей и подростков, жестокости и насилия в образовательной среде. С этой целью специалистами ГКУ ЦПРК организованы 2 семинара «О порядке организации работы с несовершеннолетними лицами, допустившими суицидальные проявления, либо склонные к ним» для 30 руководителей и 22 инспекторов подразделений ПДН территориальных органов МВД РФ по Иркутской области.
В июне 2018г. специалисты центра приняли участие в заседании Круглого стола с международным участием «Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами», где с докладом «Организация профилактики жестокого обращения с детьми в системе образования Иркутской области. Проблемы и пути решения» выступила директор центра Галстян М.Н. В ноябре 2018г. специалисты центра приняли участие во Всероссийском научно-практическом семинаре «Профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде», где был обобщен опыт работы ГКУ ЦПРК по профилактике детских суицидов в системе образования Иркутской области.
В целях повышения эффективности профилактической работы в системе образования в течении 2018 года специалистами ГКУ ЦПРК активно внедрялись картрированные алгоритмы, утвержденные Распоряжением министра образования Иркутской области от 4 апреля 2018 года № 198-мр «Об утверждении алгоритма», а именно: «Примерный алгоритм действий педагогических и руководящих работников образовательной организации в случае выявления признаков, свидетельствующих о суицидальной угрозе, демонстративно-шантажного поведения, а также в случае совершенной попытки суицида обучающимся образовательной организации» и «Примерный алгоритм действий педагогических и руководящих работников в случае завершенного суицида обучающегося» (далее Примерные алгоритмы).
Разработка алгоритмов была обусловлена не только результатами анализа ситуации, но и запросами педагогов, которые не имели четких представлений о своих действиях в случае обнаружения у обучающихся признаков суицидального поведения. Педагогам и руководителям разъясняется, что алгоритмы являются ПРИМЕРНЫМИ, так как невозможно предусмотреть все возможные варианты развития суицидального сценария. Каждая образовательная организация может дополнить их с учетом специфики и особенностей происходящих событий. Алгоритмами задан необходимый минимальный набор действий для того, чтобы предотвратить суицид и спасти жизнь. Исполнений алгоритмов важно, так как именно от действий образовательной организации зависит своевременность, успешность и эффективность межведомственного взаимодействия по оказанию помощи ребенку и предотвращению суицида. Основная ценность Примерных алгоритмов - пошаговые инструкции для педагогов и руководителей образовательных организаций по предотвращению суицида и парасуицида.
Практико-ориентированные семинары по внедрению Примерных алгоритмов проведены для педагогов и руководителей Балаганского района, Ангарского муниципального округа, Качугского района, г.Иркутска, г.Черемхово, Черемховского района, г.Свирска.
В рамках реализации задач профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в апреле 2018г. ГКУ ЦПРК организовано проведение областной профилактической акции в форме флэш-моба «Жизнь! Здоровье! Красота!», в которой приняли участие 47948 обучающихся из 316 образовательных организаций, в том числе 287 школ, 7 образовательных организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке, 22 профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области.
На базе отдела психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации ГКУ ЦПРК специалисты оказывают психолого-педагогическую помощь обучающимся, подвергшимся насилию или предпринявших попытку суицида, ведут прием детей с отклонениями в поведении.
Коррекционно-реабилитационная работа с обучающимися – основное направление в работе психологов ГКУ ЦПРК.
В 2018 уч. году психолого-педагогическая помощь была оказана 439 обучающимся «группы риска», а также детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или подвергшимся насилию. Из них непосредственно в ГКУ ЦПРК обратились 325 несовершеннолетних, 114 детям и подросткам оказана экстренная психолого-педагогическая помощь во время выездов в различные образовательные организации по запросам муниципальных межведомственных групп.
Из обратившихся в ГКУ ЦПРК 169 человек прошли первичный прием и получили психологические рекомендации, 91 ребенку оказана скорая психологическая помощь, 186 обучающихся были зачислены и занимались по коррекционно-реабилитационной программе «Доверие». По сравнению с 2017 годом произошло снижение количества принятых обучающихся на 44 человека. Данный факт объясняется тем, что заявленные проблемы носили сложный характер, по данным врача-психиатра показатель распространенности психических заболеваний составил 68,7%, это на 7,3% больше, чем в 2017 году. В результате чего психологическая помощь, оказанная обратившимся несовершеннолетним, потребовала значительно больше времени и усилий со стороны специалистов. Так, в 2018г. 57% обучающихся, принятых на базе отдела ГКУ ЦПРК, занимались по программе «Доверие» при этом большая часть из них имела низкий реабилитационный потенциал.
Для уточнения запроса, определения характера оказания психологической помощи, а также анализа текущего состояния обучающихся «группы риска» специалистами ГКУ ЦПРК проводилась диагностическая работа. За отчетный период в рамках коррекционно-реабилитационной работы проведено 1016 диагностических процедур, из них 896 процедур тестовой психологической диагностики в индивидуальном режиме с обучающимися, 87 процедур в групповом формате и 36 процедур компьютерной диагностики. В рамках диагностической работы педагогами-психологами ГКУ ЦПРК использовались следующие методики: корректурная проба, методика Замбацавичене, методика Лускановой, методика Прихожан А.М. (на выявление школьной тревожности), самооценки, устойчивости к стрессу, методик «Акцент 2 – 90», тест А.С.Зигмонда, А.Р.Снайта на определение уровня тревожности и депрессии др. Проективные методики: тест Фреллинга «Зеркало», «Три дерева», «Моя семья», «Домики», «Несуществующее животное», «Школа животных», «Семья животных», «Несчастное несуществующее животное», тест «Неоконченные предложения», тест «6 ситуаций», опросник страхов А.И.Захарова, «Три вопроса» (диагностика базовых проблем подростков, авт. Логинова Г.П). «Человек под дождем», тест интеллекта Слоссона (адаптированный вариант), тест Мюнстерберга (диагностика избирательного внимания), тест «Цветные матрицы Равена», «Методика определения кратковременной памяти», «Лестница самооценки», «Методика ранних детских воспоминаний» А.Адлера, проективный тест «Мои драконы в душе», проективный тест «Дождливая серия», тест О.А. Ореховой «Цветовая диагностика эмоций ребенка», рисуночный тест Сильвера, анкеты на выявление отношения к психоктивным вещетсвам. Кроме этого использованы электронные варианты диагностик САН, Люшера, Спилбергера, Басса – Дарки, Томаса и др.
Организовано 1076 индивидуальных консультаций, 991 индивидуальное и групповое коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной терапии, арттерапии, сказкотерапии, личностно-ориентированной терапии, игровой терапии, символдрамы, цветотерапии, элементов эриксоновского гипноза, кинезиологии, ЭОТ, психосинтеза, РПТ, работы с ассоциативными картами и др. приемов психокоррекционной работы, а также 116 реабилитационных мероприятий с использованием БОС-технологий. 121 занятие были организовано совместно с родителями. В общей сложности в рамках коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися проведено 2304 коррекционно-реабилитационное мероприятий (без учета диагностической работы), что на 282 мероприятия меньше по сравнению с прошлым годом. Снижение общего количества мероприятий напрямую связано со снижением количества детей, получивших психологическую помощь.
В рамках работы отдела психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации врачом-психиатром за указанный период проконсультирован 141 ребенок в возрасте от 6 до 18 лет, из них 59 мальчиков (41,9%) и 82 девочки (58,1%). Показатель распространенности психических расстройств составил 68,7%. Ведущим по заболеваемости психическим расстройством стал СДВГ (гиперкинетическое расстройство поведения + синдром нарушения активности и внимания) – 34 случая (24,1%). Другие расстройства были представлены следующим образом:
- реакция на тяжелый стресс и расстройство адаптации, включая посттравматическое стрессовое расстройство – 17 случай (12%),
- легкое когнитивное расстройство – 11 случаев (7,8%),
- расстройства психологического развития – в 6 случаях (4,2%),
- тревожное расстройство – 10 случаев (7%),
-депрессивное расстройство поведения – 6 случаев (4,2%),
- расстройство личности – в 5 случаях (3,5%)
- социализированное расстройство поведения, ограниченное рамками семьи – 3 случая (2,1%).
Единичными случаями были представлены: синдром трихотиломании и расстройство аутического спектра, а также аффективные расстройства настроения по 1 случаю (по 0,7%).
Акцентуированные личности и группа детей с подозрениями на психическую патологию составили группу из 22 (15,6%) человек.
В дальнейшем наблюдении и лечении у психиатра по месту жительства нуждались 78 детей (55,3%). Лечение у врача-невропатолога рекомендовано 19 (13%) детям. Направлены на МПК – 7 человек (4,9%), на госпитализацию в ИОКПБ №1 – 15 человек (10,6%), направлены на коррекционно-развивающие занятия с психологами ГКУ ЦПРК – 121 человек (86%).
Также проводилась консультативная работа с родителями и законными представителями по вопросам течения психических расстройств, их диагностики и лечения.
На базе структурных подразделений ГКУ ЦПРК, расположенных в г.Братске, г.Тулуне, Усольском районе, г.Усть-Илимске, г.Ангарске и г.Железногорске-Илимском педагогами-психологами оказана психолого-педагогическая помощь 150 несовершеннолетним «группы риска», из них:
- дети, проживающие с кровными родителями – 115 чел.,
- опекаемые/приемные дети, дети, проживающие в замещающих семьях – 14 чел.,
- дети-сироты – 6 чел.,
- дети-инвалиды – 15 чел.
Для уточнения запроса и с целью анализа проблем личностного развития педагогами-психологами структурных подразделений проведено 228 индивидуальных диагностических процедур и 12 процедур групповой диагностики, в ходе которой специалистам удалось установить уровень реабилитационного потенциала несовершеннолетних, обратившихся за помощью: 34% подростков имели высокий уровень, 27,3% – средний, 12% – низкий уровень. У 26,7% обучающихся уровень реабилитационного потенциала не определен. По результатам диагностики проведено 273 индивидуальных консультации, из них: 173 с обучающимися, 45 с родителями/законными представителями, 55 с педагогическими работниками.
В рамках коррекционно-развивающей и реабилитационной работы педагогами-психологами структурных подразделений для обучающихся «группы риска» в течении года было организовано 718 мероприятий, из них: 424 индивидуальных занятия, 288 групповых, 6 занятий совместно с родителями.
В целом, анализ количественных и качественных показателей по данному направлению свидетельствует о высокой востребованности работы, которую осуществляют специалисты ГКУ ЦПРК по профилактике детских суицидов, насилия и жестокого обращения с детьми.
И все же, несмотря на отлаженный механизм профилактической работы, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, в ряде муниципалитетов, ситуация, по-прежнему, остается тяжелой.
Чтобы понять причины этого ГКУ ЦПРК был проведен проблемно-ориентированный анализ.
Провести такой анализ позволили следующие факторы:
1. Наличие обратной связи (в виде анкет, опросников, в ходе индивидуальных бесед с субъектами профилактики и т.п.).
2. Анализ документации образовательных организаций и муниципальных органов управления в сфере образования (программ, планов, должностных инструкций, информационных справок, протоколов и т.д.).
3. Возможность проведения сравнительного анализа информационных данных ОМГ, находящихся в открытом доступе.
4. Мониторинг и анализ кадрового обеспечения образовательных организаций, а также обеспечения условий работы педагогов-психологов.
5. Изучение уровня подготовки и переподготовки педагогов, административных работников, педагогов-психологов по заявленной проблеме.
6. Изучение межличностных взаимоотношений в образовательной организации, а также детско-родительских отношений, отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями).
7. Проведение анализа ресурсного обеспечения на уровне муниципалитета, образовательных организаций.
8. Изучение и анализ координации межведомственной деятельности в муниципалитетах, коммуникаций между субъектами профилактики.
Возможностью проведения анализа позволили следующие условия, имеющиеся у ГКУ ЦПРК:
1. Поддержка министерства образования Иркутской области.
2. Наличие высококвалифицированных кадров, в том числе научных.
3. Многолетний опыт проведения мониторинговых исследований и аналитической деятельности.
4. Высокая мотивация специалистов ГКУ ЦПРК в устранении проблем и предотвращении случаев детских суицидов и жестокого обращения с детьми.
5. Работа специалистов на местах (в муниципалитетах, на базе образовательных организаций), позволяющая сравнить проблемы в различных муниципалитетах, выявить системные ошибки.
6. Доступность специализированной информации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
Для проведения анализа использовались следующие методы:
1. Беседа.
2. Опрос, анкетирование.
3. Наблюдение.
4. Изучение документации.
5. Диагностические исследования (в ряде территорий в динамике за 2-3 года).
6. Фокус-группы.
Важно отметить, что специальной цели проведения анализа суицидальной обстановки на территории Иркутской области у ГКУ ЦПРК не стояло. Изучались лишь тенденции и те территории, куда выезжали специалисты Центра для проведения комплексной профилактической работы по заявкам местных органов управления в сфере образования. Но так как выявленные проблемы наблюдались практически во всех муниципалитетах с той или иной очевидностью, возможно предположить, что они распространены повсеместно. Однако, это требует дополнительного изучения. Для получения полной объективной картины необходим комплексный анализ профилактической деятельности как всех муниципалитетов, так и всех субъектов профилактики различного уровня и подчиненности.
Краткие выводы по результатам анализа представлены ниже.
Проблемы, которые были выявлены специалистами ГКУ ЦПРК в ходе анализа, можно условно объединить в 5 блоков, которые увязаны между собой:
1. Недостатки в координации на уровне муниципалитетов (нет четкого разделения зон ответственности и рациональности в действиях между субъектами профилактики, отсутствие четкого понимания алгоритмов действий каждого субъекта).
2. Комплексный анализ не проводится, в следствие чего отсутствует планирование, направленное на устранение имеющихся проблем. Программы профилактики (программы развития психологической помощи) отсутствуют.
3. Имеются нарушения в системе передачи информации (несвоевременная передача информации, отсутствие сведений о деятельности друг друга у различных субъектов профилактики на уровне муниципалитета).
4. Слабое ресурсное обеспечение (дефицит кадров, недостаток в квалификации, в большинстве случав у педагогов-психологов отсутствует отдельное (камерное) рабочее место, большая загруженность педагогов, на 1 педагога-психолога 500 детей и т.д.).
5. Человеческий фактор, низкий уровень доверия к педагогам-психологам на местах в связи с допущением утечек информации, низким профессиональным уровнем, использование устаревших форм и методов работы, отношение к педагогам-психологам со стороны руководителей образовательных организаций (замена отсутствующих педагогов-предметников, доплаты педагогам-предметникам за работу психологами и т.д.).
Все эти проблемы позволяют сделать вывод, что система профилактики детских суицидов все еще находится на стадии формирования. Необходимо признать, что основные причины затянувшегося процесса формирования системного подхода находятся на муниципальном уровне.
Утверждать, что в каждом образовательном учреждении выстроена система профилактической работы, направленной на предотвращение детских суицидов и жестокого обращения с детьми также преждевременно. Чаще всего работа носит фрагментарный, несистемный характер. Прогресс, безусловно, наблюдается во всех образовательных организациях. Так, педагоги являются участниками различных семинаров, тренингов, проходят курсы повышения квалификации в онлайн-режиме, повышается их профессиональный уровень; руководители образовательных организаций имеют представления о том, как организовать работу на уровне учреждения, принимают меры по привлечению кадров, разрабатывают программы профилактики. Но есть проблемы, которые руководителям образовательных организаций не решить самостоятельно, их необходимо решать на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Ниже перечислены проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны руководителей системы образования разного уровня при создании системы профилактики в образовательной среде.
1. Недооценка администрацией образовательных организаций, а иногда и муниципальных органов управления образованием всей опасности сложившейся ситуации (в каждой школе есть дети «группы риска», непринятые дети, дети, подвергающиеся буллингу);
2. Низкий уровень эмоционального комфорта, отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности в личностно-доверительном общении;
3. Высокий риск получения психологической травмы в образовательной среде, в том числе в следствии некорректного отношения педагогов к обучающимся;
4. Отсутствует профессиональная готовность и опыт работы с психотравмой у подавляющего большинства педагогов-психологов;
5. Низкий уровень организации психолого-педагогического сопровождения как эффективного механизма помощи обучающимся в решении проблем;
6. Нехватка на местах педагогов-психологов, психотерапевтов, психиатров; неразвитость системы психологической помощи, низкая заработная плата психологов;
7. Низкий квалификационный уровень педагогов-психологов, высокая стоимость курсов повышения квалификации по работе с кризисными состояниями, семейному консультированию, коррекции поведения и т.д. при отсутствии финансирования;
8. Отсутствие специализированных программ разного уровня, в том числе психокоррекционных, по профилактике депрессивных состояний у несовершеннолетних;
9. Несвоевременность оказания помощи детям и их семьям по различным основаниям, в том числе по причине отсутствия специализированных ппмсс-центров в шаговой доступности;
10. Отсутствие механизмов воздействия на родителей;
11. Детоцентризм, инфантилизм и т.д.

X
Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей