Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное казенное учреждение Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции" (ГКУ "ЦПРК")
ГКУ "Центр Профилактики, реабилитации и коррекции"
Год основания2006 годРусский

Воспитание в эпоху цифровизации…

Воспитание в эпоху цифровизации…
Воспитание в эпоху цифровизации…

23 ноября 2018 г.

Текст
Фото

 В рамках Байкальского Международного Салона Образования — 2018, 23 ноября на конференции-трендвочер «Baikal conversation café» шел поиск ответов на вопросы: возможно ли воспитание в цифровую эпоху? Умеем ли мы контролировать и компенсировать негативные воздействия информационной среды на детей? Насилие на пороге школы: как его предотвратить? Где реальное «время и место» для воспитания в работе учителя и программе школы?
Ответы на эти вопросы искали участники и приглашенные спикеры.
В результате обсуждения, спикеры предложили свои взгляды на проблемы.
Так, в качестве особенностей социальной ситуации развития ребенка в современном обществе были выделены составляющие: социальная стратификация детства; ограничение вариативности сценариев детства социо-экономическим положением родителей и семьи; ценностный межпоколенный разрыв и риски утраты преемственности и поколений; кризис (перестройка) института семьи и т.д.
Особое внимание было уделено психологическим особенностям современных детей и подростков. Вот некоторые из них: обеднение и ограничение общения детей и подростков со сверстниками; рост явлений одиночества; низкий уровень коммуникативной компетентности, включающий несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации; нарастание тенденций бегства от реальности, саморазрушающего поведения, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей; рост агрессивности детей и подростков, распространенность явлений буллинга в школах; личностный инфантилизм, консервация эмоционально-личностного эгоцентризма, нежелание взрослеть и т.д.
Спикерами также были обозначены проблемы информатизации общества. Выделены позитивные функции СМИ: 1) введение подростка в мир культуры; 2) трансляция социальных ценностей, задач, смыслов, норм и правил; 3) ориентация подростка в системе социальных и межличностных ролей и отношений; 4) формирование коммуникативной культуры, обеспечение подростка переживания чувства принятия и безопасности.
В качестве рисков информационной социализации были выделены следующие характеристики: примитивизм изображения человеческих отношений; игнорирование сложных общественных явлений и социальных конфликтов; снижение интеллектуального уровня и глубины многих передач; вытеснение «взрослой» субкультурой детскую субкультуру; снижение количества и качества передач для детей и подростков; агрессивность СМИ в навязывании идеалов, выборов, решений и способов действий детской и подростковой аудитории; вытеснение отечественной культуры, созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов зарубежной массовой культуры; снижение просветительской роли, роли транслятора культурного опыта человечества снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков; крен в развлекательность, снижение интереса создателей программ к духовной сфере детей, подростков, юношества; натуралистичность (примат насилия, секса), культ успеха любой ценой, приоритет мотивов потребительства, усиление воздействия рекламы на социализацию личности на фоне общего снижения уровня и глубины многих передач.
Все выше перечисленные риски являются источником социально-негативных проявлений среди несовершеннолетних, поэтому следующим шагом в конференции-трендвочер «Baikal conversation café» было рассмотрение вопросов профилактики социальных рисков среди несовершеннолетних, а также проблем, возникающих при организации профилактической деятельности в образовательных организациях.
Особое внимание участников события было обращено на вопросы воспитания. Спикер и участники выделили следующие сущностные характеристики процесса воспитания: воспитание осуществляется только в общностях, которые образует ребенок со значимым для него взрослым; воспитание осуществляется только в процессе совместных действий детей и взрослых; воспитание осуществляется как присвоение ребенком картины мира взрослого, общность с которым он переживает; воспитание осуществляется для того, чтобы помочь ребенку овладеть социально полезными видами человеческой деятельности.
Подводя итог конференции-трендвочер «Baikal conversation café», участники подчеркнули важность понимания «Воспитания» как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.
Все участники подчеркнули, что в рамках данного события начат значимый для всех разговор и продолжение следует…

X
Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей